Post date: Jun 23, 2021 6:50:24 PM
Цель. Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях.
Расскажите детям о том, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома. Объясните, что нельзя входить в подъезд дома, а тем более в лифт, с незнакомым взрослым; нельзя одному входить в подъезд (лифт), так как там тоже может подстерегать чужой, опасный человек. При этом особое внимание следует уделить ситуации, когда незнакомый человек хочет войти в квартиру и уговаривает ребёнка открыть дверь. Ребёнок не должен делать этого, лаже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется милиционером, почтальоном, знакомым родителей, знает, как его зовут, и утверждает, что действует якобы от имени родителей.
Тренинг.
Разделите детей на пары. Пусть кто-то из играющих представит себе, что он один дома играет в игры, листает книжки или смотрит телевизор, и вдруг звонят в дверь. Другой ребёнок будет выполнять роль бандита, который говорит приятным голосом, называет по имени маму, папу, убеждает, что это они его послали, и просит открыть дверь.
Предложите детям разыграть этот сюжет. Пусть они придумают слова, которые говорит бандит, уговаривая ребёнка открыть ему дверь, делая при этом ласковым голосом заманчивые предложения.
На следующем этапе игры специально остановитесь на том, что должен отвечать ребёнок в этой ситуации как ему следует себя вести. Выслушайте мнения детей по этому поводу и предложите им следующие образцы поведения:
· не нужно подходить к двери, разговаривать с «чужим» человеком;
· если вступил в разговор, то не говори, что ты дома один. Скажи, что папа спит и просил его не будить, или что папа в ванной, или «Мы с папой играем» (смотрим телевизор), пороси уйти и не мешать.
При этом объясните, что можно позвонить по телефону соседям или близко живущим родственникам (знакомым) и рассказать им, что происходит.
Попросите детей продолжить игру, используя эти образцы поведения.
Рассмотрите и такую ситуацию, когда чужой человек пытается сам открыть дверь. Спросите детей, что они будут делать в таком случае, и объясните, что лучше всего позвонить по телефону и вызвать полицейского. Можно стучать по трубе или батарее отопления, кричать и звать на помощь соседей, звонить ими по телефону; открыть окно и звать на помощь прохожих.
Помогите детям разнообразить сюжет, включите в него новые ситуации: чужой человек звонит по телефону в то время, когда ребёнок дома один. Попросите детей рассказать, что они будут отвечать по телефону на вопросы: «Кто ещё есть дома? Где родители, как их зовут? Где ты живёшь – по какому адресу?»
Рассмотрите с ребятами последствия их ответов, специально выделите опасные. Например, ребёнок сообщает свой адрес, а чужой человек пришел и стал звонить в квартиру, уговаривая открыть ему дверь.
Объясните детям, что нельзя сообщать по телефону никому свой адрес, говорить, что находишься дома один, называть имена родителей. Лучше всего отвечать односложно «да» или «нет»; сказать, что папа дома, но сейчас подойти не может и положить трубку.
На заметку воспитателю.
Не следует превращать этот тренинг в весёлую игру – пусть дети отнесутся к нему серьёзно. Обратите особое внимание на робких, застенчивых, пугливых детей, научите их вести себя правильно, не бояться, действовать уверенно и активно. В целях профилактики детских страхов заканчивайте каждую игровую ситуацию позитивно – спасением детей и наказанием чужого человека со злыми намерениями. Предложите ребёнку придумать различные варианты счастливого конца.
В зарубежной практике используется приём, когда ребёнку предлагают подойти к окну, открыть его и громко кричать «Пожар!» для того, чтобы привлечь внимание прохожих к опасной ситуации – чужой пытается открыть дверь. Решите сами, будете ли вы использовать этот приём. При этом следует иметь в виду, что его эффективность будет зависеть от вашего педагогического такта – непросто объяснить детям, что в особом случае ложь во имя спасения необходима.