Post date: Sep 29, 2020 4:13:0 PM
Цель. Создать условия для развития основ экологического воспитания.
Задачи.
- дать представление о насекомых, их внешнем виде, образе жизни, пользе и вреде;
- активизировать наблюдательность;
- расширять словарь за счёт имён существительных, прилагательных, глаголов;
- учить находить и называть существующие части тела у разных видов насекомых;
- развивать дыхание – длительный направленный выдох;
- развивать звукопроизношение – произносить изолированные звуки: с,з,ц,ш,ж;
- учить распределять внимание;
- формировать быстроту реакции;
- развивать общую моторику;
- развивать пальчиковую моторику;
- учить сочетать речь с мелкими движениями.
Материал. Предметные картинки «Насекомые» (муравей, майский жук, бабочка, комар, муха, стрекоза, пчела, кузнечик, паук); сказка К.И.Чуковского «Муха-цокотуха»
Ход.
1. Мы знаем…
Предложить детям рассмотреть предметные картинки «Насекомые», назвать одним словом, кто изображен на карточках.
Попросить детей выставить ладошки. Хлопая по их ладоням пословно повторять фразу: «Мы знаем много названий разных насекомых». Затем подставьте свои ладони для хлопка и попросите ребёнка назвать какое-либо насекомое. Подойдите к каждому малышу и выслушайте его. Свои ответы дети сопровождают хлопками. Называть дважды одно и тоже насекомое не разрешается.
2. Самый, самый…
Вопросы для детей.
Какие насекомые самые дружные и трудолюбивые? (Муравьи) Почему ты так решил?
Какие насекомые самые полезные и почему? (Пчёлы)
Какие насекомые самые вредные и почему? (Мухи, комары)
Какие насекомые, на твой взгляд, самые красивые? (Бабочки, стрекозы, жуки)
3. Расскажем и покажем.
Предложить детям рассказать и показать, чем заняты в летний солнечный денёк разные насекомые: «Вот на лугу среди травы слышно громко «Ж-ж-ж…» Это майский жук прилетел, сел на листок, спрятал тонкие крылышки под жёсткий панцирь, сидит и усами шевелит». Изобразите жука.
Описание пальчиковой игры «Жук»: левую руку сжать в кулак, выставив только указательный и средний пальцы – это усы жука. Шевелить «усами» и жужжать: «Ж-ж-ж…»
«А вот порхает бабочка-красавица. Крылышками машет, над цветочком пляшет. Села бабочка на цветок, крылышки сложила – её и не видно».
Описание пальчиковой игры «Бабочка»: соединить ладони у основания, а затем несколько раз развести в стороны верхние части ладоней, одновременно произнося звук «ш-ш-ш…» - бабочка шелестит крылышками.
«А это кто летит, пищит?»
Пальчиковая игра «Комар»: сжать руку в кулак, выставив только указательный палец – это хоботок комара; двигать рукой вперёд, длительно произнося звук «ззззз…». Можно дотронуться до некоторых детей, как бы укусив их.
«Не кусайся, комар! Опасайся, комар! Паук ползёт, паутину плетёт».
Описание пальчиковой игры «Паук»: широко развести и поставить на стол все 5 пальцев – это ноги паука. Мелкими шашками «идти» пальцами по столу, одновременно произнося звук «с-с-с…) – так паук паутину за собой тянет.
«А вот кузнечик, ускакать хочет».
Пальчиковая игра «Кузнечик»: собрать пальцы в щепоть и положить ладонь на стол большим пальцем вниз. Произнести звук «ц-ц-ц…», быстро и высоко вскинуть руку над столом, раскрыв при этом ладонь. Вновь собрать пальцы в щепоть и положить ладонь на стол чуть ближе к себе. Совершить несколько таких «прыжков».
Дети показывают и озвучивают пальчиковые игры самостоятельно.
4. Где чей дом?
Поднимите ладонь вверх и скажите: «Ой! Мне на ладошку упала капля. Дождь начинается!» Вместе с детьми прочтите стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения.
Дождик капнул на ладошку,
На цветы
И на дорожку,
Льётся, льётся: «Ой, ой, ой!
Побежали все домой!»
Скажите детям: «Нам с вами дождь не страшен. А вот для маленьких насекомых каждая капля дождя кажется огромной – в ней и утонуть можно. Надо насекомым-малышам скорее прятаться по домам. Помогите им ребята пожалуйста».
Дети выполняют индивидуальные графические задания «Проведи дорожку к дому». Попросите детей провести муравья - к муравейнику, бабочку – под цветок, пчелу – к улью, жука – под лист лопуха, паука – к паутине под кустом, кузнечика – под травинку.
Дети проводят линию-дорожку от каждого насекомого к его домику по цифрам от 1 до 5.
5. Кто как передвигается?
Предложить детям показать, как насекомые спешили домой. Кто из них летел, кто полз, а кто прыгал?
Правила игры: вы называете насекомое, а дети изображают, как это насекомое передвигается. Если насекомое летает (комар, бабочка, пчела, муха…), то дети бегут, размахивая руками, как крыльями. Если насекомое прыгает (кузнечик), то и дети прыгают на двух ногах с продвижением вперёд. Если насекомое ползает (жук, муравей, паук), то малыши просто идут по кругу. Когда вы называете следующее насекомое, то дети чаще всего меняют способ движения, но не всегда. Последовательность команд может быть следующая: бабочка (летает), муравей (ползает), кузнечик (прыгает), пчела (летает), жук (ползает), муха (летает).
6. Подберите рифму.
Скажите: «Идёт дождь и все насекомые сидят по домам. А мы с вами будем пока отгадывать загадки. Про кого это загадки, скажите мне сами, для этого подберите рифму к слову».
Восемь ног, а может рук. Бойтесь мухи, я - …(паук)
Описав над полем круг, сел на травку майский … (жук)
Лесные жители, мудрые строители.
Бег работы – хоть убей! –
Жить не может…(муравей).
Целый день жужжит на ухо надоедливая …(муха)
Мёд в свой улей принесла полосатая… (пчела)
Над лужайкою полёт совершает вертолёт.
И глядит во все глаза. Кто же это?...(стрекоза).
7. Выходите – дождь прошёл!
Скажите детям: «Вот и дождь закончился, снова выглянуло ласковое солнышко. А наши друзья насекомые все под листочками, да под кочками сидят, выглянуть бояться. Давайте мы их позовём. Будем называть их ласково – вот так: «Муха–мушка, выходи – дождь кончился!»
Показать детям картинки насекомых и предложить позвать их ласково:
«Комарик, выход – дождь кончился!»
«Жучок, выходи – дождь кончился!»
«Муравьишка, выходи – дождь кончился!»
«Стрекозка, выходи – дождь кончился!»
«Пчёлка, выходи – дождь кончился!»
«Паучок, выходи – дождь кончился!»
8. Сколько их?
Продолжите рассказ: «Обрадовались насекомые, вышли из своих домов – запели, зажужжали, застрекотали на все голоса. Так их много на лугу, что мне и не сосчитать. Помогите, ребята!»
Один комар звенит один раз: «З», а два комара звенят вот так: «з-з» - два раза. (Произнося звукоподражания за двух комаров, загните два пальца на левой руке указательным пальцем правой руки)
Один жук жужжит: «Ж», а три жука жужжат: «ж-ж-ж». (Загните три пальца)
Один кузнечик стрекочет: «ц», а пять кузнечиков: «ц-ц-ц-ц-ц». (Загните пять пальцев)
Одна бабочка шелестит крылышками: «ш», а четыре бабочки: «ш», а четыре бабочки: «ш-ш-ш-ш». (Загните четыре пальца)
Дайте детям задание: слушать внимательно и считать, сколько и каких насекомых радуются хорошей погоде.
Произнесите: «з-з-з». Спросите детей: «Кто пел песенку? (Комары). Сколько их было? (Три комара)»
Произнесите: «ц-ц». Спросите детей: «Кто пел песенку? (Кузнечики) Сколько их было? (Два кузнечика)»
Произнесите: «ж-ж-ж-ж-ж». Спросите детей: «Кто пел песенку? (Жуки). Сколько их было? (Пять жуков)»
Произносите: «ш-ш-ш-ш». Спросите детей: «Кто шелестел крылышками? (Бабочки) Сколько их было? Четыре бабочки)»
9. Рефлексия. Что сегодня было интересно.