Post date: Dec 25, 2016 10:11:37 AM
Отметим, что ситуация будет педагогической только в том случае, когда воспитатель найдет из нее выход, будет корректировать поведение ребенка, оказывая на него положительное влияние.
Таким образом, конкретная обстановка, требующая завершения и преодоления, может быть названа педагогической ситуацией только в том случае, когда воспитатель подходит к ее решению, поставив перед собой определенные воспитательные задачи. Ситуация, которой не сопутствует подобный замысел, не считается педагогической, а дальнейшее развитие явления иногда может приобретать антипедагогический характер.
В арсенале педагогики как науки есть много воспитательных методов, средств, возможностей, но педагогическую ценность они приобретают лишь тогда, когда используются по назначению, в соответствии со сложившейся обстановкой. Метод убеждения, например, — действенный педагогический инструмент, однако если он будет использован в не подходящей для этого обстановке, то его педагогическое значение утратится. Мы подчеркиваем это, ибо многие воспитатели, анализируя иногда причины безрезультатности воспитательной работы, проводимой с тем или иным ребенком, удивленно заявляют: «К какому бы педагогическому средству, мере воздействия я ни прибегал, ничего не получилось». Эти слова не что иное, как свидетельство неправильного применения педагогического инструмента.
Причина безрезультатности воспитательных воздействий заключается еще и в противоречии методов родителей и педагогов в разрешении педагогических ситуаций.
Примером таких противоречий может служить следующая ситуация:
Ø Вечер. За Владом Г. и Настей К. пришли родители. Дети стали убирать за собой игрушки. Мама Вла-да стоит, смотрит и радуется, а мама Насти кричит: «Быстро одевайся, мне некогда!» «Мама, но ведь надо убирать за собой», — говорит Настя. «Дома будешь убирать, а сейчас я спешу». Здесь требования воспитателя отменяются самой же мамой, поэтому работа должна вестись не с ребенком, а с его родителями. Тогда эффект от подобного воспитательного воздействия будет заметен.
Ø Ситуация, обратная предыдущей, когда воспитатель смягчает воспитательные меры родителей. Мама привела ребенка к детский сад. Раздела и, отправляя в группу, сказала назидательным тоном: «Сережа, если тебя будут ругать или наказывать, ты нам вечером все расскажешь». (Предполагалось, что ребенок должен будет признаться маме в совершенных проступках, настраивая тем самым ребенка на ожидание предстоящего наказания.) Воспитатель остановила ребенка, когда он заходил в группу, и сказала: «Вот видишь, Сережа маме очень не хочется, чтобы тебя ругали и наказывали, поэтому давай ты будешь послушным и добрым. Это очень порадует маму». Воспитатель настроил ребенка на положительный результат, и его поведение действительно изменилось в лучшую сторону.
И та и другая ситуация были разрешены благодаря профессионализму педагогов.
Воспитание — нелегкое дело, и утверждать, что педагогический процесс можно организовать таким образом, при котором он будет бесконфликтным и построенным на полном согласии и сотрудничестве воспитателя и воспитанника, — неверно, процесс воспитания не должен походить на борьбу, в которой побеждает сильнейший.
При выборе воспитательных воздействий в разрешении конфликтных педагогических ситуаций нужно руководствоваться принципом уважения к личности ребенка, несмотря на то, что ребенок трудновоспитуем и может проявлять такие негативные черты, как лживость, агрессивность и т.д.
Что следует понимать под уважением личности? Это, в пер-иую очередь, доверие, вырабатывающее у ребенка чувство ответственности и долга.
В «Педагогической поэме» Л.С. Макаренко описывает классический случай использования доверия в целях воспитания: он доверил бывшему вору пистолет, коня и поручил забрать из банка деньги и доставить их в колонию. В душе бывшего вора пробудилось чувство ответственности перед коллективом, он увидел и свое личное достоинство: ему доверяют, ему поручили важное дело. Подобное доверие вызывает качественное перерождение личности ребенка.
Существенным признаком уважения к личности ребенка является обязательное удовлетворение потребности в самостоятельности. У многих детей сильно стремление к свободе. Но речь, конечно, не о том, чтобы взрослые позволили ребенку все. В силу ограниченности его жизненного опыта он не может правильно понимать, что такое «свобода». Свобода для него — это когда никто не вмешивается в его «дела», никто не наставляет.
Если случайно лишить малыша возможности самостоятельно сделать то, что он умеет, он немедленно запротестует.
Дима, с которого мама по забывчивости сняла верхнюю одежду после прогулки, на глазах воспитателя, ни слова не говоря, рухнул на пол и лежал до тех пор, пока мама не догадалась, что лишила его «законного» права раздеться самому. Заново одетый Дима разделся сам и с чувством глубокого удовлетворения отправился к игрушкам.
Порой педагогическая ситуация осложняется, но она не возникает внезапно, вдруг. Первоначально, на этапе зарождения, облик ее неясен и в силу этого может остаться незамеченной недостаточно опытным и внимательным педагогом, однако сигналы, свидетельствующие о возможности возникновения конфликтных и проблемных ситуаций, не ускользнут от хорошего воспитателя. Такими сигналами могут служить постепенное ухудшение поведения ребенка, необоснованная агрессия, чрезмерная мечтательность, внезапные отклонения, растерянность, невнимательность и др. Главное — вовремя заметить эти сигналы и предотвратить развитие проблемы.
Таким образом, верное преодоление сложной педагогической ситуации зависит не только от выявления причин ее возникновения и полноты анализа, но и от правильности выбора мер педагогического воздействия. Сложная педагогическая ситуация, с многообразием ее оттенков, требует от воспитателя не только знаний, но и творческого подхода.
Педагогические ситуаций и варианты их решения для педагогов и родителей.
1. У Люды (5 лет) был значок, а у Димы была конфетка. Девочка хотела конфету и
предложила мальчику вместо нее значок. Дети обменялись. А когда конфета была
съедена, Люде захотелось вернуть значок. Она потребовала его обратно, но получила
отказ. Начала плакать.
Ситуация будет разрешена, если воспитатель произнесет фразу: №1
1. "Люда, а ты верни Диме конфету, а он отдаст тебе значок"
2. "Не плачь, Люда, Дима тебе отдаст значок завтра"
3. "Дима, немедленно отдай значок Люде"
4. "Люда и Дима! Обмениваться - это плохая игра"
2. После игры дети средней группы оставили на полу медвежонка с оторванной лапой.
Воспитатель прижала к себе медвежонка и сказала:
- Кто тебя, мишенька, обидел и бросил? Потерпи немного, сейчас вылечу твою лапу. -
Затем взяла иглу с ниткой и при детях починила игрушку. Починив игрушку,
воспитательница сказала:
- Вот ты и здоров. Иди к детям, они тебя не обидят, будут осторожно играть с тобой.
- Я, я умею осторожно играть с мишкой, - наперебой заговорили дети.
Всем хотелось получить игрушку, на которую несколько минут назад никто не обращал
внимания...
Чувство, вызвав которое у ребят воспитатель разрешила педагогическую ситуацию: №1
1. сострадание, сочувствие
2. авторитет, уважение
3. негодование, гнев
4. обида, огорчение
3. День, как обычно, начался в средней группе с утренней зарядки.
- Раз, два, шевелись. На зарядку становись! - вызванивал маленький бубен. И вдруг
воспитателя зовут:
- Идите скорей! В раздевалке Лена бьет Олю!
"Не хочу делать эти раз-два-три. Побью кого-нибудь, меня накажут, и я не буду
заниматься гимнастикой!" - говорит Лена. Воспитатель даже растерялась от такого
продуманного действия Лены.
- Так ты из-за этого побила Олю?
- Да! - невнятно говорит Лена и сумрачно смотрит в сторону. Потом идет и становится в
угол по собственной инициативе.
Воспитатель тут же меняет свое решение и обращается к ребятам:
- Дети, сегодня мы вместо зарядки будем играть.
- Я тоже хочу! - раздается из угла голос Лены.
- Ты же не хотела с нами заниматься! - говорит воспитатель.
- Я хочу играть! - настойчиво заявляет Лена.
- Нет, ты нам помешаешь. Посмотри, как мы дружно играем, все друг за друга.
Лена замолчала. Думает. До самого обеда бродит одна. Наконец не выдерживает,
подходит к воспитательнице.
- Я больше так не буду!
Решение воспитателя основывалось на понимании того, что мотивом поступка Лены
было: №2
1. проявление осознанной агрессии против Оли
2. желание смены формы деятельности на менее регламентированную.
3. выделение среди других детей
4. завоевание авторитета в детском коллективе
4. Семья четырёхлетней Юли живет в одной комнате. Здесь не разгуляешься. Одни тихие игры
не удовлетворяют резвого ребенка. Зато вволю бегает Юля во дворе, где ей не чинят
препятствий. Девочку так и успокаивают - скоро пойдешь гулять, там и побегаешь.
Во дворе бабушка Юли, Вера Антоновна, временами подзывает к себе раскрасневшуюся,
от быстрых движений внучку и предлагает сменить игрушку, посмотреть занимательную
картинку. После этого девочка самостоятельно выбирает себе новое занятие.
Наблюдательная бабушка через некоторое время опять подзывает к себе Юлю и
незаметно подсказывает, помогает девочке в игре, а иногда и сама принимает в ней
участие.
Педагогически верные действия бабушки Юли основываются на №№1,3,4
1. смене форм деятельности
2. соблюдении режима дня
3. учете типа темперамента девочки
4. изменении двигательной активности
5. Нина (4 года) сидела у бабушки на коленях и рассматривала в книге картинки. Нина
слышала, что эта книга на немецком языке.
К столу подсел дедушка и попросил у Нины книжку. Нина сказала:
- Никто немецкие книжки читать не умеет. Читать немецкие книги умею только я.
Дедушка попросил ее прочитать книжку. Нина начала громко называть картинки: это
мишка, это лиса схватила петушка и т. д. Дедушка хвалил Нину за чтение и помогал ей
рассматривать и называть картинки.
Бабушка строго сказала:
- Нина, ты не умеешь читать ни по-русски, ни по-немецки и перестань болтать.
Оценка поведения взрослых по отношению к внучке: №3
1. дедушка педагогически верно мотивировал развитие речи, бабушка справедливо
указала на пробелы в знаниях внучки
2. дедушка и бабушка излишне балуют внучку, в их отношениях к ней нет здоровой
критики
3. дедушка педагогически верно мотивировал развитие речи, бабушка проявила
бестактность
4. дедушка излишне балует внучку, бабушка справедливо указала на пробелы в
знаниях
6. Лена очень любила свою бабушку, во всем ее слушалась. Родители Лены иногда
позволяли себе в присутствии девочки не соглашаться с бабушкой, грубо прикрикивать на
нее.
В 5-6 лет Лена тоже стала грубить бабушке, в разговоре применяла такие выражения, как:
"Ты еще мне будешь говорить", "Ты еще знаешь", "Ты тоже еще рассуждаешь",
"Помолчала бы, я лучше тебя знаю" и т. д.
Негативное влияние на поведение Лены оказал №2
1. кризис 7 лет
2. личный пример родителей
3. тип темперамента девочки
4. процесс акселерации
7. Женя раскачивалась за обедом на стуле.
- Не качайся, Женя, - заметил отец, - упадешь и разольешь суп.
- Не упаду и не разолью,- отозвалась Женя.
И случилось так, что девочка в этот же миг с грохотом упала вместе со стулом и пролила
суп. Испуганная и огорченная, девочка, всхлипывая, принялась с помощью старших
вытирать стол.
Разговоры за столом прекратились, и старшие по отношению к Жене вели себя очень
сдержанно.
Педагогически верные действия взрослых основываются на №3
1. личном примере
2. организации безопасной среды
3. учете психологических особенностей ребенка
4. проявлении такта
Ø Девочка обиделась на брата за то, что он не взял ее с собой на прогулку. У брата не было для этого времени. Мать не смогла помирить детей. В этом случае должен вмешаться отец, который должен подойти к детям таким образом, чтобы и мальчик и девочка ощутили чувство стыда за свое поведение.
Ø Дети во дворе поссорились. Один из них расплакался и обратился за помощью к матери. «Он побил меня», — указал мальчик на своего товарища. Мать обязана найти такие пути разрядки сложившейся обстановки, которые положительно воздействуют на воспитание ее собственного сына, в то же время это будет способствовать воспитанию других детей.
Эти образцы ситуаций, безусловно, не исчерпывают их многообразия.
Почему эти ситуации являются педагогическими, и какие признаки характеризуют их?