1. Мотивационная готовность. Купите или попросите на время у знакомых несколько новых игрушек. Позовите ребёнка посмотреть на них (не дольше минуты). Потом предложите прочесть сказку, но на самом интересном месте остановитесь. Спросите, чего сейчас больше хочется: поиграть или дослушать сказку. Ребёнок со сформировавшейся личностной готовностью к школе захочет узнать, что же произошло с героями сказки дальше; малыш, который ещё не готов учиться, предпочтёт продолжить игру.
2. Волевая готовность. Не всегда уроки в школе вызывают искренний интерес ребёнка. Для успешной учёбы ребёнок должен уметь «включать» волю – ему понадобиться умение подчиняться правилам, внимательно слушать, выполнять задания, действовать по устным инструкциям учителя, самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительному образцу.
Волю можно тренировать в игре – пусть ребёнок срисовывает изображение с картинок (это развивает усидчивость), хороши и настольные игры, где необходимо соблюдать правила.
По мере развития в игре восприятия, памяти, мышления у вашего дошкольника будут удаваться всё новые и новые задания, он начнёт выигрывать, получать вашу похвалу и одобрение, т.е. сначала мотивом станет выигрыш и похвала, затем ребёнок начнёт радоваться самому факту выполненного задания – это и есть зарождение познавательного интереса. Поэтому, если он совершил ошибку, не ругайте его, а разберитесь в её причине.
3. Интеллектуальная готовность к школе. Подразумевает определённый уровень развития мыслительных процессов. Ребёнок должен уметь обобщать, сравнивать, классифицировать разные объекты, выделять существенные признаки вещей и явлений, делать выводы. Важен также уровень развития памяти.
Попробуйте сами оценить механическую память малыша. Четко выговаривая слова, произнесите бессмысленный набор слов: месяц, кубик, чашка, одеяло, кошка, потолок, стол, рука, варенье. Теперь попросите ребёнка повторить те слова, которые он запомнил. По средним показателям для механической памяти детей 6-7 лет с первого раза малыш воспринимает не менее 5 слов из 10, после третьего, четвёртого почтения воспроизводит 9-10 слов, через один час забывает не больше 2 слов, которые назвал раньше. Если ваши результаты хуже среднестатистических, тренируйтесь с ребёнком в каждую свободную минуту.
Чтобы поднять логическую память, назовите несколько цепочек слов, объединенных логической связью. Например: женщина – мужчина, река – море – океан и т.д. Предложите ребёнку запомнить 5-6 таких цепочек, произнеся их вслух. После этого скажите первое слово из цепочки и попросите малыша вспомнить остальные.
Чтобы ребёнок умел последовательно излагать события, описывать предметы, ориентируясь на их основные признаки, почаще просите его рассказывать, что он видит за окном, на картинке, о чём был просмотренный мультфильм.
Способность обобщать хорошо тренируется в игре с картинками (которые можете нарисовать сами). Предложите ребёнку 4 картинки (например: шкаф, кресло, стул, тарелка). На трёх из них предметы, которые можно объединить в одну группу – мебель, а один предмет не вписывается в этот ряд, поскольку относиться к посуде. Пусть ребёнок прокомментирует выбор «лишней картинки»