Post date: Jun 07, 2015 7:52:33 AM
В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «я сам». Ребенок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса трех лет.
Возраст 3 – 4 лет является благоприятным возрастом для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости). Ребёнок начинает осваивать основные движения. В этот период его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования.
Накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о самом себе.
Должны быть сформированы основные сенсорные эталоны.
Он знаком с основными цветами: красный, жёлтый, синий, зелёный. Если перед ребёнком выложить карточки разных цветов, то по просьбе взрослого он выберет 3-4 цвета по названию и 2-3 из них назовёт самостоятельно. Ребёнок способен выбрать формы предметов (по образцу): круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, но может ещё путать овал и круг, квадрат и прямоугольник. Ему известны слова больше и меньше, и из двух предметов он выбирает больший или меньший. Труднее выбрать самый большой или самый маленький из 3-5 предметов (более 5 предметов детям 3х лет не следует предлагать).
В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры),
групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т.п. на основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления. Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребёнок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия).
Ребёнок накапливает опыт о явлениях окружающей действительности:
он знаком - с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле – сидят, из чашки – пьют и т.п.);
- с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине покупают игрушки, одежду, обувь, продукты);
- имеет представление о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус, автобус, велосипед, самолёт и т.п.);
- о некоторых профессиях (врач, шофёр, дворник);
- праздниках (Новый год, день своего рождения);
- свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный; вода тёплая и холодная; лёд скользкий, твёрдый; из влажного песка можно лепить кулички, а сухой песок рассыпается);
- различает и называет состояние погоды (холодно, тепло, дует ветер, идёт дождь);
- различает по форме, вкусу некоторые фрукты и овощи;
- знает 2-3 вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся животных.
Ярко выражено стремление к деятельности.
Взрослый для ребёнка - носитель определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают способами игровой деятельности: игровыми действиями с игрушками и предметами – заместителями, приобретают умения первичного ролевого поведения. Ребёнок 3 – 4 лет способен подражать и охотно подражает показываемым ему игровым действиям.
Игра ребёнка первой половины 4го года жизни – это скорее игра рядом, чем вместе. В играх. Возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретённые в совместных играх с взрослыми. Сюжеты игр простые, неразвёрнутые, содержащие одну – две роли. Неумение объяснить свои действия партнёру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты возникают чаще всего по поводу игрушек.
Постепенно ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого обращения.
Мальчики в игре более общительны, отдают предпочтение большим компаниям; девочки предпочитают тихие, спокойные игры, в которых принимают участие 2-3 подруги.
В 3 – 4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в игре или продуктивной деятельности. Для 3-летнего ребёнка характерна позиция превосходства над товарищами. Он может в общении с партнёром охотно высказать негативную оценку («Ты не умеешь играть»). Однако ему всё ещё нужны поддержка и внимание взрослого.
Оптимальным во взаимоотношениях с взрослыми является индивидуальное общение.
Главным средством общения с взрослыми и сверстниками является речь.
Словарь состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей.
Ребёнок овладевает грамматическим строем речи:
- согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени;
- активно экспериментирует со словами, создавая забавные неологизмы;
- умеет отвечать на простые вопросы, используя форму простого предложения;
- высказывается в 2-3 предложениях об эмоционально значимых событиях;
- начинает использовать в речи сложные предложения.
Возможны дефекты звукопроизношения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.
В ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам.
С помощью взрослых ребёнок называет героев, сопереживает добрым персонажам, радуется хорошей концовке. Он с удовольствием вместе с взрослым рассматривает иллюстрации, с помощью наводящих вопросов высказывается о персонажах и ситуациях, т.е. соотносит картинку и текст. Ребёнок начинает «читать» сам, повторяя за взрослым или договаривая отдельные слова, фразы; уже запоминает простые рифмующиеся строки в небольших стихотворениях.
Развитие трудовой деятельности
связано с освоением процессуальной стороны труда (увеличением количества осваиваемых трудовых процессов, улучшением качества их выполнения, освоение правильной последовательности действий в каждом трудовом процессе).
В возрасте 3 лет ребёнок преимущественно осваивает навыки самообслуживания – самостоятельно ест, одевается, раздевается, умывается, пользуется носовым платком, расчёской, полотенцем, отправляет свои естественные нужды. Но способны при помощи и контроле взрослого выполнять отдельные процессы в хозяйственно-бытовом труде, труде в природе.
К концу 4-го года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определённом уровне развития двигательной сферы ребёнка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации.
Интерес к продуктивной деятельности неустойчив.
В рисовании - замысел управляет изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют – трудно догадаться, что изобразил ребёнок.
В лепке дети могут создавать изображение путём отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости, и сплющивания.
В аппликации – располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составляя узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине.
Конструирование носит процессуальный характер. Ребёнок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из 2-3 частей.
Музыкально-художественная деятельность
носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит в синтезе искусств при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличие, слух: ребёнок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко-тихо, высоко-низко и пр.). Он может осуществлять элементарный музыкальный анализ (замечает изменения в звучании звуков по высоте, громкости, разницу в ритме). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям).
Особенности развития психических процессов:
Внимание - непроизвольно. Они могут заниматься в течение 10 – 15 минут. Привлекательным занятием могут заниматься дольше.
Память – непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий. Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго.
Мышление – наглядно-действенное: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами (складывание матрёшки, пирамидки, конструирование по образцу).
Воображение – только начинает развиваться. Это, прежде всего, происходит в игре, когда малыш действует с предметами-заместителями: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла и т.п.