Post date: Sep 29, 2020 4:23:24 PM
Цель. Создать условия для закрепления знаний о речной фауне и флоре.
Задачи:
- развивать воображение, память, ориентировку в пространстве, пантомимическую и речевую выразительность;
- формировать умение играть сообща, интерес к природе.
Ход.
Воспитатель. Дети, хотите отправиться на речку? Можно ли это сделать в такую погоду? А в наших путешествиях всё возможно. В нашей волшебной стране солнечно и жарко. Самое время окунуться в прохладную воду. Как же мы попадём туда? На какую речку отправимся?
Дети отвечают.
У реки всегда много насекомых. Я сейчас вас в них превращу. Кто в какое насекомое хочет превратиться?
Дети отвечают.
Хлоп – хлоп – хлоп, топ – топ –топ. Вокруг себя повернись, в насекомое превратись! Приготовили крылышки. Полетели. Зудим и жужжим, чтобы все нас слышали. Спускаемся осторожно на берег.
Дети приседают.
Вот мы и на речке. Пока ещё раннее утро. Туман расстилается над водой. Можно половить рыбу. Сделаем удочку из веток ивы, которая растёт у воды. Надрезайте ветку низко, чтобы получилась длинная удочка. Привяжите на удочку леску, наденьте на леску крючок. А на что же мы будем ловить рыбу? Давайте накопаем червяков.
Дети имитируют подготовку к рыбалке и саму рыбалку. Рассказывают, кто, что поймал.
От воды веет прохладой, а солнце печёт жарко. Можно немного позагорать на песочке. Раздевайтесь, одежду складывайте аккуратно, рядом поставьте обувь, носки и гольфы сложите вместе , чтобы не потерять.
Дети имитируют раздевание и складывание одежды.
Я захватила всем панамы. Надевайте их, чтобы не напекло голову. Расскажите, какой формы и цвета досталась вам панама.
Дети имитируют надевание панамы, рассказывают о ней.
Вот мы и на пляже. Давайте об этом расскажем стихотворением.
На пляже.
Лето знойное в разгаре.
Все на пляже загорают. (Проводят тыльной стороной ладони по лбу.)
Руки солнцу подставляют (Поднимают руки вверх, раскрывают ладони.)
Носик к верху задирают. (Задирают нос)
И бегут к реке скорей (Бегут на месте)
Охладиться чтоб быстрей (Похлопывают ладонями по телу)
Плавают туда-сюда – (Изображают руками плавательные движения.)
Не утонут никогда! (Отрицательно качают головой)
Брызги в сторону летят
И на всех попасть хотят. (Резко выбрасывают руки в стороны)
Воспитатель. Ложитесь спинкой на песок, подставьте солнышку животики, пусть загорает спинка. А теперь бочок. Ну-ка, я посмотрю, никто не сгорел? Нет. Все стали золотистые, словно солнышко вас покрасило. Вы стали похожи н черепаху и львёнка из мультфильма. Давайте споём их весёлую песенку.
Дети исполняют песенку черепахи из мультфильма «Как львёнок и черепаха пели песенку» (муз.Ген.Гладкова, сл.С.Козлова)
Теперь надо подготовиться к плаванию. Разогреть мышцы. Сделаем энергичные движения руками. А теперь ногами.
Дети выполняют движения по показу воспитателя.
Теперь можно и в воду. Но, что такое?! Песок так нагрелся, что стал горячим. Бегите осторожно, на носочках, не обожгитесь. А у реки острая галька. Не уколитесь.
Дети имитируют ходьбу по горячему песку и острым камушкам.
Прислушайтесь, как шуршать под ногами камушки. На самом деле они разговаривают между собой.
Обижаются камешки пляжные:
- Ох, дела-то у нас не важные –
Загораем каждый год,
А загар не пристаёт!
Смешные какие! Зачем им нужен загар?! А мы немного погрелись, позагорали, и теперь можем купаться. Попробуйте рукой, тёплая ли вода? А теперь ногой? Полейте себе осторожно водой на грудь, плечи, ноги. Ух, как прохладно! Брр! Теперь потихоньку заходим в воду. Всё глубже и глубже. Вода прохладная после горячего солнца. Как хорошо, как приятно! Немного страшно окунаться в прохладную воду. Давайте возьмёмся за руки и поиграем в игру «Бабка сеяла горох»
Дети показывают все, о чём говорит воспитатель.
А теперь поплавайте. Только далеко не заплывайте. Друг другу не мешайте. Кто каким способом будет плавать?
Дети. Кролем. Брасом. По-собачьи, как лягушка и т.п.
Воспитатель. Плавать надоело. Давайте поиграем в брызгалки, кто кого больше обрызгает. Это так весело!
А теперь я раздам вам специальные маски с очками и трубкой для подводного плавания. Мы будем нырять и наблюдать за тем, что происходит под водой. Каких речных рыб вы видите?
Дети отвечают.
Покажите, как плавают рыбки, разбегаются нас.
Давайте расскажем о животных водоёма, которых мы видим в реке.
Рыбка плавала в реке
Рыбка плавала в реке,
Хвостиком виляла, (Дети складывают ладони, делают плавные движения)
Корм глотала на ходу,
Ротик открывала. (Сжатые пальцы соединяют, кроме больших, которыми изображают открывание и закрывание рта)
Лягушонок мимо плыл,
Щёки раздувая. (Округлыми пальцами показывают щёки)
Ножкой дрыгал влево, вправо,
Устали не зная. (Откидывают одну ногу, потом другую)
Уж шуршал по камышам, (Собирают пальцы в щёпоть – голова ужа, извивающее тело изображают рукой)
Камыши шумели, (Покачивают руками, поднятыми вверх)
И над нами в небесах
Птицы звонко пели. (Взмахивают руками, вытянув шею)
Воспитатель. Под берегом в норе живёт рак. Покажите, какие у него клешни, как он пятится.
Давайте посмотрим в камышах, может, там кто-то спрятался? Да это большая, зубастая щука! Чтобы она не сердилась, мы про неё прочитаем стихотворение и покажем его содержание движениями.
Щука в речке жила,
Щеткой воду мела,
Плавниками трепеща.
И зубаста и тоща
Щи варила для гостей,
Угощала пескарей.
Пищи на обед ища,
Ходит щука вкруг леща!
Вот так штука!
Пока щука нас заслушалась и на нас засмотрелась, надо выбираться из воды. Давайте немного обсохнем, вытремся полотенцем и поиграем в мяч.
Посмотрите, дети, у берега привязаны лодки. Мы можем на них покататься.
Дети разбиваются по парам, садятся в ряд, берутся за руки, упираются друг другу в ноги, начинают по команде воспитателя перетягивать то в одну, то в другую сторону. Движение сопровождается стихом.
Мы на лодочке катались,
Дружно веслами гребли.
Песню звонкую запели,
Нам подпели соловьи.
Раз и два, и три, четыре,
Лодка быстренько плывёт.
Вербы косами нам машут,
Речка вдаль к себе зовёт.
Пока мы катались на лодке, пошёл грибной дождик, а над рекой появилась радуга. Какая красота! Давайте покажем, что произошло на реке после того, как взошла радуга, чётко произнося звук «р»
Радуга.
Солнце светит, дождь идёт,
В небе радуга цветёт.
Над рекой она взошла,
Радость людям принесла.
Речка краше сразу стала,
Разным цветом засияла.
Робко выглянул карась:
- Не заря ли занялась?
Вылез рак на бережок:
- Радуга? Какой восторг!
Дождь вокруг все оросил
И у солнышка спросил:
- Можно радугу убрать,
Дальше по лугам шагать?
А в ответ дождю: «Прощай!
Рокот грома забирай.
Ты на славу потрудился,
Как бы ты не простудился.
Расцелуй скорей цветы,
Заждались тебя они».
Дождь пророкотал: «Пока!»
Успокоилась река.