Post date: Sep 29, 2020 4:29:26 PM
Задачи:
- закрепить знания о явлениях неживой природы, влияния солнца на жизнь на Земле;
- развивать воображение, пантомимическую выразительность, речь, ориентировке в пространстве, мелкую моторику, чувство ритма;
- формировать умение играть сообща, интерес к природным явлениям.
Ход.
Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. Просит отгадать, куда: «Раньше всех встаёт, тепло всему живому даёт».
Дети отгадывают.
Воспитатель просит детей вспомнить потешки о солнце. Задобрить его с помощью потешек.
Дети вспоминают потешки о солнце, хором их читают.
Солнышко – вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей
Телят да ягнят,
Ещё маленьких ребят.
Солнышко – вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко,
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Можно использовать стихотворение «Солнышко».
Солнышко, расправь лучи,
Частым гребнем расчеши.
Щёчки росой умой,
Вместе с птицами запой.
Нас ты, солнышко, погрей –
Станет сразу веселей!
Воспитатель. Ловите солнечные лучики! Закройте глаза и представьте, как солнечные лучики согревают вам щёчки, носик, а теперь грудь, руки, каждый пальчик, ножки, спину. Стало совсем тепло. Как хорошо, приятно.
Вот вы и сами стали маленькими солнышками. Чем больше вы будете улыбаться, смеяться, тем больше тепла будет идти от вас.
Давайте представим, что пока солнышко спит. Ещё не наступило утро. Месяц собрался уже уйти с небосклона, а по пути постучал в дом солнышка, чтобы его разбудить.
Давайте разбудим солнышко. Постучим к нему в дверь и скажем: «Тук, тук, тук» сначала медленно и тихо, а потом всё быстрее и громче, чтобы солнышко нас услышало.
А солнышко спит. Покажите, как оно закрыло глазки, положило под щёки ладони и спокойно, глубоко дышит.
Солнышко.
Солнышко под щёку
Лучики сложило,
Широко зевнуло
И глаза закрыло.
Тучкою прикрылось,
Чтобы не замёрзнуть.
До утра забылось,
Дав дорогу звёздам.
Услышало солнышко, что в дверь стучат, открыло глазки, а на улице темно. Не хочется вставать. Солнышко состроило недовольную гримасу. Широко зевнуло и снова закрыло глаза крепко-крепко. Но надо вставать. Время не ждёт. Надо будить жителей Земли. Солнышко потянулось, расправило спину, сделало несколько упражнений. Потом умыло глазки, ротик, щёчки. Расчесало своим гребнем свои лучики. Они распрямились и ярко засеяли. Солнышко расправило своё платье: юбочку, воротник, застегнуло золотые пуговицы, приколола золотую брошь на плечо. Посмотрело вниз, увидела лужи после дождя, в которых всё отражалось, как в зеркале. Осмотрело себя со всех сторон. Вышло на небо, на всех посмотрело, улыбнулось и сказало: «Жители Земли! Всем доброе утро!»
(Дети имитируют действия солнца по ходу содержания рассказа воспитателя).
Лужи – зеркала.
Ночью дождик сильно лил (Дети раскрывают пальцы обеих рук, проводя ими сверху вниз)
И всю землю намочил. (Разводят руки в стороны ладонями вниз)
Утром солнце встало рано (Поднимают руки)
Посмотрело сверху вниз: (Опускают руки вниз)
- Что с землёю ща ночь стало? (Пожимают плечами)
Вот удача, вот сюрприз! (Выставляют большой палец)
Сто зеркал внизу лежали (Выставляют все пальцы несколько раз)
И под солнышком сияли. (Улыбаются)
Отражались в них деревья (Покачивают руками)
И прекрасные цветы, (Из пальцев делают бутон)
Фонари, дома, заборы – (Опускают руки вниз, пальцы делают округлыми; складывают домиком; ладони от себя, прямые пальцы раскрыты)
Всем хотелось красоты. (Разводят руки широко в стороны)
Солнцу лужи-зеркала (Изображают бинокль или очки)
Очень приглянулись,
И от всей души оно
Жарко улыбнулось. (Улыбаются)
Дети выполняют движения по тексту стихотворения, повторяют слова за воспитателем.
Воспитатель предлагает детям поскакать, как солнечные зайчики.
Словно побегайчики,
Солнечные зайчики
Скачут весело вокруг
И зовут ребяток в круг
Вместе с ними поскакать,
Тоже зайчиками стать.
Предлагает поиграть в подвижную игру «Солнечные зайчики».
Воспитатель. После дождя не только лужи остались на земле, но и червячки вылезли погреться на солнышке. Давайте покажем, как они это сделали.
Дождевые червячки.
Дождевые червячки
Вылезли наружу. (Дети расставляют пальцы одной руки, между ними просовывают пальцы другой руки)
После тёплого дождя
Им погреться нужно (Обхватываю туловище руками).
Лежебоки – червячки (Подкладывают руки под щёку)
Нежатся на солнце – (Поднимают лицо вверх, закрывают глаза).
То сжимаются они, (Сжимают пальцы в мягкий кулак)
Делаются толще, (Сжимают два кулака)
То становятся они
Длинными, как палка. (Вытягивают указательные пальцы)
Наступать на червячков (Поднимают ногу)
Всем ребятам жалко (Медленно её опускают)
Воспитатель. От летнего солнышка созрели ягоды в саду, лесу, на лугу. Давайте поводим хоровод «По малину в сад пойдём» и наберём вкусных ягод.
Солнечный денёк.
Нынче солнышко печёт,
Речка нас к себе зовёт.
На пригорке – солнцепек,
Сядем лучше на лужок.
Солнечный денёк хорош!
Мимо леса не пройдёшь.
Мы малину соберём,
А потом домой пойдём.
Солнышко зорко следит за порядком в природе. Я случайно услышала разговор между солнцем и облаком. Разделитесь на две группы: одна изображает солнышко, а вторая – облако.
Дети инсценируют стихотворение «Солнце и облако».
Солнце и облако.
Солнце облако сказало:
- Потрудилось я немало.
На покой уйти хочу,
С ветром к морю полечу.
Солнце сразу возмутилось:
- Говоришь, перетрудилось!
А цветы и травы сохнут,
Птицы от жары замолкли!
Как тут облако смутилось:
- Не сердись, прошу, светило!
Я дождём пролить растенья
Утром просто позабыло.
Все сейчас доделаю,
Сразу всех умою,
А потом лишь с ветром
Улечу я к морю.
Воспитатель. Солнце припекает все сильнее. На улице настоящая жара. Где же можно охладиться в такую жару? Пойдёмте на каток с искусственным льдом покататься на коньках.
Жара.
Даже летом на катке
Можно покататься,
И под музыку по льду
Весело промчаться.
А на улице жара,
Плавиться асфальт с утра.
Закатал его каток
На дороге лишь вчера.
Фигуристами мы станем.
На коньках скользим по льду.
Как волчок кружиться будем,
И подпрыгнем на бегу.
Ласточкой проедем быстро,
Сделаем шпагат легко.
Острые, стальные кони
Понесут нас далеко.
Дети имитируют катание на коньках.
Давайте отправимся на летний луг, сплетём в солнечный денёк красивые венки из луговых цветов. Солнышко приласкало цветы. Они распустили свои лепестки.
Дети изображают луговые цветы, постепенно переплетаясь руками, образуя замкнутый круг.
Теперь отправимся на пляж. Солнце нагрело воду в реке и песок на берегу.
Дети вместе с воспитателем имитируют стихотворение.
На пляже.
Лето знойное в разгаре.
Все на пляже загорают. (Проводят тыльной стороной ладони по лбу.)
Руки солнцу подставляют (Поднимают руки вверх, раскрывают ладони.)
Носик к верху задирают. (Задирают нос)
И бегут к реке скорей (Бегут на месте)
Охладиться чтоб быстрей (Похлопывают ладонями по телу)
Плавают туда-сюда – (Изображают руками плавательные движения.)
Не утонут никогда! (Отрицательно качают головой)
Брызги в сторону летят
И на всех попасть хотят. (Резко выбрасывают руки в стороны)
Заканчивается путешествие хороводом под песню «Самая счастливая» (муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева).
В заключение дети делают выводы о значении солнца в жизни животных, растений и людей, планируют дальнейшие путешествия.